Samsung Galaxy Tab 7.7 as navigator in X-Trail

Фотогалерея


Общие слова

Прежде скажу что я уже дважды встраивал КПК или коммуникатор в качестве навигатора в автомобиль. Первый раз это был HP iPaq 4700 в Toyota Echo, второй - HTC Athena в Toyota Avensis. И обкатанная уже технология меня настолько устраивала, что при приобретении Nissan X-Trail специально выбиралась комплектация без встроенного мультимедиа-центра, а в бюджет заранее была заложена и стоимость достойного android-планшета.

Получившийся результат можно увидеть на ролике, и меня он в целом устраивает. Дабы сразу ответить на наиболее частые вопросы:

Насколько открытый бардачок закрывает обзор?
Собственно самостоятельно проверить это может каждый владелец X-Trail, достаточно просто открыть перчаточный ящик. При этом крышка ящика закрывает правый передний выступ на капоте, внося поначалу некоторый дискомфорт. С другой стороны, 5" навигатор, установленный на традиционное место на лобовом стекле меня раздражает гораздо больше, являясь бельмом прямо в середине зоны обзора. Те, кто не является владельцем X-Trail - могут сравнить фотографии навигатора в открытом и закрытом состоянии, сделанные с точки зрения водителя
Насколько сложно управлять так далеко установленной планшеткой в движении?
Да, к ней для этого нужно тянуться рукой. И определенно дальше чем до магнитолы. Насколько это "сложно" или "легко" зависит, видимо, от положения сидения, положения руля и длины рук водителя :). Запястье правой руки при этом удобно ложится на передне-верхнюю часть торпедо, обеспечивая упор, в результате чего тряска практически не влияет на точность нажатий. Это, кстати, является преимуществом по сравнению с управлением 2DIN мультимедиа-центрами, при котором тыкать пальцем приходится на весу.
Насколько сложно повторить?
Ну не знаю, это потребует некоторой фантазии, технология отнюдь не промышленная и подробных чертежей я не изготовлю. Работа "руками" у меня заняла около двух недель вечеров сидения с паяльником, жужжания "дремелем" и нюхания клея под бухтение жены "совсем на меня внимания не обращаешь, пошли спать а то завтра снова вареный будешь". Не меньше времени потребовалось на написание специфического софта "под себя" - однако это исключительно мои заморочки и нормальный человек вполне удовлетворится огромным выбором, доступным на Google Play :)
Во что обошлось?
15 500р за Galaxy Tab 7.7 (P6800), 600р за MasterKit'овский модуль DC-DC преобразователя, и еще рублей 500 за всякую мелочевку. По большей части все делалось из подручных материалов, частей от сломанных DVD приводов и деталей из домашних загашников.

Процесс

Изначально в качестве навигатора хотелось установить Galaxy Tab 2 10.1 - это единственный (если не считать более дорогой Note 2 10.1) планшет с правильно расположенными динамиками. Изготовив из гофрокартона макет планшетки в натуральную величину я сымитировал процесс открывания-закрывания. В результате эксперимента макет был сначала уменьшен до размеров Tab 8.9, а потом и до Tab 7.7. Увы, но 10.1" планшетку получится встроить только в не убираемом виде. Печаль.

В итоге за 15 500р был приобретен планшет, за 600р - готовый MasterKit'овский модуль DC-DC преобразователя, некоторое количество различной мелочевки, случайно не оказавшейся в домашних загашниках - и работа закипела.

В первую очередь был изготовлен механизм подъемника планшетки. По роду деятельности у меня полно неработающих компьютерных железок, поэтому сам лифт собран из 12в двигателя, резинового пассика, двух шестерней от сломанного DVD-привода, опорного подшипника крепления головки HDD, каленой гайки М4 и обломка металлической ручки :). Собственно подъемником служит шпилька с резьбой М4, "выкручиваемая" двигателем через редуктор.

Поднимается навигатор при повороте ключа в положение ACC. Опускается примерно через 8-10 секунд после выключения зажигания (ключ в положении OFF). Задержка реализована для того чтобы исключить дергание при проседании напряжения в момент пуска двигателя автомобиля. На рисунке справа - принципиальная схема контроллера подъемника. Направление вращения двигателя лифта задается реле (РЭС-60, при "выключенном" реле навигатор опускается), в крайних положениях двигатель обесточивается одним из двух концевых выключателей. Полевой транзистор 2SK2925 просто попался под руку при раскопке завалов. Время задержки закрытия определяется парой 4.7мкф / 100kом, диод нужен для исключения влияния сопротивления цепей автомобиля.

Следующий этап - собственно планшетка. Внутри Tab'а (как и практически любого современного планшета) стоит гелевый Li-Pol аккумулятор. Легкие, мощные, с большим количеством циклов заряд-разряд, такие аккумуляторы тем не менее имеют фатальный в данном случае недостаток: на сильном холоде они быстро выходят из строя. Поэтому было решено выкинуть аккумулятор из планшетки, вместо этого запитав ее напрямую от сети автомобиля.

Кроме того, при установке планшетки полностью пропадает доступ к одной стороне и сильно ограничивается доступ к другой. То есть - либо отказываться от кнопок включения и громкости (с одной стороны) либо - от слотов для SIM карты и MicroSD карты. Поэтому планшетка была вскрыта, из нее убран аккумулятор, а питание, кнопки и несколько других полезных вещей были выведены на дополнительный разъем на задней крышке панели.

Самым сложным было подпаяться к пленочному шлейфу кнопок и интерфейсному разъему внутри планшетки, При шаге контактов 0.5мм без специального оборудования для этого нужна твердая рука и определенные навыки. На внешний разъем выведено:

  • Питание (3.7в аккумулятор)
  • Кнопки планшетки Vol+, Vol- и Power
  • Динамики планшетки (на всякий случай)
  • С интерфейсного гнезда продублированы Accessory ID, USB D+/D-, Accessory +5V, Charger +5V
Этого достаточно чтобы при необходимости реализовать гнездо USB Host или эмулировать подключение к планшетке различных внешних устройств. Распиновку интерфейсного гнезда планшетки можно посмотреть здесь.


Провода подпаяны, внешний разъем проверен, на задней стенки планшета установлены рояльные петли крепления навигатора, сделан узел крепления шпильки лифта, планшетка собрана. На очереди - монтаж всего в перчаточный ящик. Несмотря на рекомендации из документации по устройству и ремонту X-Trail, извлечь ящик в первый раз оказалось делом непростым. Поэтому внимательно рассмотрев пластиковые выступы, фиксирующие ящик в торпедо с передней (ближней к сиденьям) стороны было принято решение три из пяти выступов срезать совсем, а два оставшихся сделать "менее злыми". Результат виден на первой фотографии справа. Кроме того, с узла крепления крышки были демонтированы две мощные пружины, фиксирующие крышку в крайних положениях, а для разгрузки лифта на самом начальном этапе открытия установлены дополнительные пружины, облегчающие поднятие крышки

Различные стадии монтажа навигатора:

Программная часть

Под Андроидную платформу была переписана программа, стоявшая на моих предыдущих WindowsCE навигаторах. По сути это невыгружаемый сервис, инициализирующий работу навигатора после загрузки и реализующий основные необходимые мне функции:


  • При поднятии планшетки - поддерживает ее во включенном состоянии и включает GPS модуль. При опускании - отключает GPS модуль и выгружает ненужные программы,
  • Отправка информации о текущем положении на сервер.
  • Три независимых автокомпьютера (расстояние/длина пути/средняя/максимальная скорости/время в движении итд.
  • Компас
  • График скорости за 60 секунд с фиксацией времени в момент остановки: глянул - и сразу для себя понял, по делу тормознули за превышение или можно уверенно качать права.
  • График ускорения за 60 секунд: по гироскопу и по данным GPS
  • Звуковые предупреждения о превышении заданных порогов скорости (80кмч/110кмч) - чтобы разгрузить голову на трассе. При текущих настройках камер и ДПСовцев я стараюсь не превышать максимально разрешенную больше чем на +15-20кмч
  • Вывод информации с BT-датчиков давления (Steelmate TPMS 8886 / 8885)
  • Запуск/остановка фонового сервиса mapcam.info
  • Отправка SMS с текущим местоположением в ответ на запрос и по расписанию - скорее прихоть чем полезная функция

На основе скидываемых на сервер треков реализованы всякие полезные сервисы из разряда "дорогая, спускайся - я уже подъезжаю" или "черт, где, я вчера машину припарковал", которые можно запустить на стационарном компьютере дома/на работе или просто на смартфоне. Ну или выложить забавный трек на всеобщее обозрение.

Из наиболее часто используемого софта - Яндекс Навигатор (навигация с учетом пробок), MapcamInfoDroid (оповещение о камерах и засадах ГИБДД), Sygic Aura (просто отличная навигация), Fuellio (отслеживание расхода бензина). Впрочем, все это при наличии internet-подключения доступно на любых современных андроидных мультимедийных 2DIN головах. Планшетка в сравниении с ними выигрывает только стабильностью и "невыключаемостью".


Фотогалерея